Главная » Летние и зимние школы » Зимняя школа 2023 » Анонсы курсов и задачи

Анонсы курсов и задачи

Белов-Канель Алексей Яковлевич (ФПМИ МФТИ, Bar-Ilan University, Shenzhen University) – «Комбинаторика слов и символическая динамика»
Комбинаторика слов появляется в алгебре, динамических системах и биоинформатике.
Пусть 𝑊 – бесконечное слово над бинарным алфавитом 𝐴 = {𝑎, 𝑏}. Тогда
1. Пусть 𝑇𝑊 (𝑛) – количество подслов длины 𝑛. Если 𝑇𝑊 (1) = 1 то 𝑊 периодично, если же 𝑇𝑊 (𝑛) = 𝑇𝑊 (𝑛 + 1) то 𝑊 также периодично. Таким образом, в апериодическом слове минимальное значение 𝑇𝑊 (𝑛) = 𝑛 + 1.
2. Слово не периодично и является сбалансированным, то есть для любых двух
подслов 𝑢, 𝑣 𝑊 одинаковой длины выполняется неравенство ||𝑣|𝑎−|𝑢|𝑎|ď 1, где
|𝑤|𝑎 обозначает количество вхождений символа 𝑎 в слово 𝑤.
(Если для любых двух подслов 𝑢, 𝑣 𝑊 одинаковой длины выполняется равен-
ство ||𝑣|𝑎−|𝑢|𝑎|= 0 то 𝑊 периодично)
3. Слово 𝑊 = (𝑤𝑛) является механическим словом с иррациональным 𝛼. Это
значит следующее. Возьмем единичную окружность 𝑆1 с дугой длины 𝛼 и ее после-
довательный сдвиг на то же самое 𝛼. При попадании на эту дугу пишем 𝑎, иначе 𝑏.
Оказывается, эти условия «почти» эквивалентны в том смысле что есть только счетное число сверхслов, удовлетворяющих одному условию, но не удовлетворяющих другому.
Другой пример выглядит странным. Давайте умножать элементы группы . . . по кругу. А потом – из этих кругов выкладывать мозаики так чтобы контачили противоположные буквы. Более того, эти мозаики можно рассматривать на сфере, на торе и т.д.
Это тайное знание теории групп которые научник рассказывает ученикам, а на лекциях не дается . . .

Воронов Всеволод Александрович (КМЦ АГУ) – «Неархимедовы абсолютные значения и задачи о раскрасках пространства»
Можно ли разрезать квадрат на нечетное число треугольников равной площади? Можно ли покрасить плоскость в три цвета таким образом, чтобы ни один из цветов не был сосредоточен на одной прямой, и на любой прямой встречались точки не более двух цветов? Ответы на эти вопросы были даны около 40 лет назад, причем, несмотря на внешнюю простоту формулировки, решения опираются на теорию так называемых неархимедовых абсолютных значений. О том, что они из себя представляют, и каким образом их можно пытаться применить в других задачах о раскрасках плоскости, сферы, пространства и т.п., мы поговорим на курсе. В случаях, которые мы собираемся рассматривать, не потребуется знаний, выходящих за пределы школьной программы.


Мусатов Даниил Владимирович (ФПМИ МФТИ) – «Доказательства с нулевым разглашением»
Как построить безопасную систему авторизации на сервере? Примитивная схема состоит в том, что сервер хранит пароль и сравнивает с ним присланную пользователем строку. Тут есть риск кражи пароля и с сервера, и при перехвате сообщения.
При более продвинутой схеме хранится не пароль, а хеш-значение от него. Тогда даже при краже этого значения подобрать пароль трудно. Но возникает вопрос, кто вычисляет хеш при авторизации и как гарантировать, что он вычислен верно. И даже если эту проблему решить, остаётся возможность фишинговой атаки, когда мошенник изготавливает поддельный сайт и заманивает туда клиента. Ничего не подозревая, клиент пытается авторизоваться и отдаёт мошеннику всё необходимое для попадания на настоящий сервер.
Или всё-таки не отдаёт? Доказательства с нулевым разглашением позволяют сделать так, чтобы клиент доказывал знание пароля, не разглашая его. На лекциях мы увидим реализацию такой схемы в теории и обсудим, какие возникают практические сложности.

Неустроева Елизавета Андреевна (ФПМИ МФТИ) – «Теория Рамсея и теорема Ван дер Вардена»
В теории Рамсея решаются задачи о том, каким условиям должен удовлетворять объект, чтобы в нем появился определенный внутренний порядок. Например, сколько человек достаточно позвать на вечеринку, чтобы среди них нашлись или трое попарно знакомых, или трое попарно незнакомых (кстати, а сколько?). Менее очевидный пример — теорема Ван дер Вардена, утверждающая, что при любой раскраске натуральных чисел в два цвета найдётся сколь угодно длинная арифметическая прогрессия.


Мы обсудим несколько задач теории Рамсея, докажем теорему Ван дер Вардена и ее обобщение, выясним, как нахождение чисел Ван дер Вардена связано с DPLL-алгоритмом определения выполнимости булевых формул.
Никаких специальных знаний не нужно, все необходимые определения обсудим 🙂

Райгородский Андрей Михайлович (ФПМИ МФТИ, мехмат МГУ) – «Одна недавняя новая задача»

В лекции я расскажу об одной совсем свежей задаче с Московской олимпиады и о ее связи с целым пластом теории графов и гиперграфов – от топологических до вероятностных методов и обратно


Савватеев Алексей Владимирович (ФПМИ МФТИ) – «Дока-
зательная геометрия»
На рубеже XVIII-XIX веков произошла «первая математическая революция» (вторая происходит на рубеже XX-XXI веков на наших с вами глазах). А именно, был решен целый ряд задач, стоявших с античных времён. Среди них: как найти общую формулу для корней уравнения пятой (и более высокой) степени; как построить с помощью циркуля и линейки куб, вдвое бОльший данного; как разделить данный угол на три равные части; и некоторые другие проблемы. Общей характерной чертой полученных решений было то, что они содержали доказательства невозможности требуемого в задачах. На этом пути произошло становление науки, которую я бы назвал «доказательной геометрией». Речь идёт о сведении геометрических формулировок к задачам из области чистой алгебры, и затем, после наращивания «военной техники», прихода к противоречию с логикой изучаемых алгебраических конструкций.

Я изложу наиболее простые теоремы доказательной геометрии, относящиеся к построениям циркулем и линейкой. С этой целью я познакомлю слушателей с базовыми понятиями теории расширений полей и теории алгебраических чисел. Никаких предварительных знаний ни в какой области математики не потребуется!
Если останется время, то мы ещё построим 17-угольник с помощью концепции первообразного корня. Ненулевые остатки по модулю простого числа всегда могут быть перечислены путём возведения в квадрат, куб, четвёртую и более высокие степени одного из них; такой остатоки называется первообразным корнем.
Существование такого остатка – это очень красивое и весьма нетривиальное утверждение. На основании него я покажу, как строить с помощью циркуля и линейки некоторые правильные правильные многоугольники (включая 17-угольник).

Савватеев Михаил Алексеевич (ФПМИ МФТИ) : «Dynamic Connectivity Problem»
Представим себе, что у вас есть граф, и вы хотите делать с ним операции 3 типов:
1. Добавить ребро.
2. Удалить ребро.
3. Проверить, лежат ли 2 вершины в одной компоненте связности.
Оказывается, что в общем (да и в частных) случаях это очень сложно…

На лекциях мы научимся решать данную задачу, если граф в любой момент вре- мени представляет из себя лес (набор деревьев). Данная конструкция называется Link-Cut, и для её построения мы заодно изучим двоичное дерево поиска Splay и метод потенциалов. Более того, с помощью второго вы лично проанализируете среднее время выполнения первого и ещё пары штук попроще.

В конце же (если хватит времени) обсудим на каком-то уровне и общий алгоритм DCP-online 🙂 Для понимания желательно, чтобы запись 𝑂(𝑛 log(𝑛)) не сильно смущала вас.


Садовников Александр Владимирович (Сириус): «Введение в машинное обучение»
В рамках курса вы познакомитесь с азами машинного обучения — науки, которая лежит в основе современных технологий искусственного интеллекта. Машинное обучение исследует алгоритмы, которые буквально учатся решать поставленную задачу на основе реальных примеров.


Из курса вы научитесь формулировать задачу в терминах машинного обучения, поймёте, из каких этапов состоит её решение и какие математические модели для этого используются. В частности, познакомитесь с одними из самых распространённых моделей — моделями линейной и логистической регрессии.

Смирнов Евгений Юрьевич (НИУ ВШЭ, НМУ): «Как посчитать раскраски? Бернсайд, Пойя и другие»
Сколькими способами можно раскрасить грани кубика в три цвета, если кубик разрешается вращать? Попытка решить эту задачу “в лоб” упирается в довольно неприятный перебор, который трудно сделать аккуратно. Однако есть и более простой способ: оказывается, для каждого из возможных вращений кубика надо взять количество “неподвижных точек” — раскрасок, которые это вращение переводит в себя — и взять у полученных чисел среднее арифметическое; это и будет искомое число раскрасок.

Это пример применения формулы Бернсайда, с помощью которой можно вычислить количество орбит действия группы на конечном множестве. Что такое группа, в каком смысле она где-то действует и кто такие эти самые орбиты — это все я расскажу в курсе. Далее мы получим мощное обобщение формулы Бернсайда: теорему Пойя о перечислении, благодаря которой разберемся (в примере с кубом), как считать раскраски с предписанным числом граней каждого цвета. Разумеется, раскрашивать в разные цвета мы будем не только куб, но и другие многогранники, и графы, и ожерелья, и много чего еще.

Планируется две лекции. Предварительных знаний не требуется, хотя навык обращения с перестановками будет полезен.


Соколов Артемий Алексеевич (ЦПМ, ФПМИ МФТИ) : «Ветвящиеся процессы Гальтона–Ватсона»
Представьте, что у вас есть частица, которая распадается на случайное количество других таких же частиц. А эти частицы, вслед за этим, распадаются еще на несколько других частиц, и так далее. Понятно, что в каждый момент количество предсказать точно не получится, оно будет сильно зависеть от того, чтобы было на прошлых шагах.
Как изучать такой процесс? Как понять, выродится он или нет, и если да, то с какой вероятностью?
На эти и многие другие вопросы мы будем отвечать в этом курсе. Представления о вероятности полезны, но не обязательны